«Это был американский писатель, который писал в начале двадцатых
годов двадцатого века и позже, и некоторое время жил в Париже и за границей. Он написал две очень хорошие книги и одну не закончил, но те, кто хорошо знает его творчество, говорят, что она была бы очень хорошей. Кроме
того, он написал несколько хороших рассказов» – написал Эрнест Хемингуэй о Френсисе Скотте Фицджеральде, через четырнадцать лет после его смерти.
Френсис Скотт Кей Фицджеральд вошёл в историю как человек своего времени – «века джаза», скандальная хроника его личной жизни с женой Зельдой привлекала репортёров со всех уголков Америки и Европы, и как ярчайший представитель американской литературы.
Писатель, чей роман «Великий Гэтсби» в авторитетном оксфордском списке «Ста главных книг столетия» обогнав «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста занял второе место, уступив только «Улиссу» Джойса, Френсис Скотт Фицджеральд умер в 1940 году от сердечного приступа, когда ему было всего 44 года. Оставшихся от его гонораров денег едва хватило, чтобы перевести тело из Голливуда, где он работал над своим последним и оставшимся незавершённым романом «Последний магнат» на родину, в Миннесоту.
Фицджеральд рано узнал славу, которая пришла к нему сразу вслед за публикацией его первого романа «По эту сторону рая». Публикации следующих его произведений прочно закрепили за ним его успех, прибавив к нему словечко «ошеломляющий», подтвердив за ним титул знатока своей эпохи, человека обладающего блестящим и лёгким пером. Фицджеральд был неподражаем в своей изумительной воздушной манере отражать очень сложные и волнующее общество вещи – вольнодумие нового поколения американцев, свободу от социальных предрассудков, погоню нации за материальными призраками.
Мгновенно разбогатев, Фицджеральд смог, наконец, предложить руку и сердце своей возлюбленной – Зельде Сэйр, девушке из хорошей семьи, которую очень волновало финансовое положение дел Скотта. Молодожёны, зажив на широкую ногу, окунулись во всеобщую любовь, чудили в общественных местах, что благодаря вездесущим журналистам тут же становились достоянием широкой публики. Самая известная молодая пара Америки покинула континент в 1924 году, решив обосноваться во Франции где, по мнению Скотта, царил самый творческий климат. И именно здесь семью захлестнули тяжелейшие времена. Фицджеральд шёл на поводу у взбалмошной и привыкшей к роскоши супруги: «Он писал рассказы, которые считал хорошими – и которые действительно были хорошими, – для «Сатердей ивнинг пост», а потом перед отсылкой в редакцию переделывал их, точно зная, с помощью каких приемов их можно превратить в ходкие журнальные рассказики» – так записал Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой». Когнитивный диссонанс – вот то, что испытывал Фицджеральд в то время. Одна сторона его сознания, сторона искренняя и истинная стремилась к созданию настоящей литературы, произведений от души, вторая сторона была стороной жены, которая ненавидела мужа в периоды его работы над книгой, таскала по вечеринкам, заставляя напиваться « ..а Зельда смотрела на него, и глаза ее и рот трогала счастливая улыбка, потому что он пил вино. Она означала, что Зельда знает, что Скотт опять не сможет писать».
В 1925 году, выходит его новая книга, с которой он связывал все свои самые лучшие надежды – «Великий Гэтсби».
Роман о мечте, которой жил главный герой романа Джей Гэтсби, и шёл к ней, выбрав такой обычный путь для Америки – путь богатства, и которая привела его к гибели, столкнув с всепоглощающей человеческой беспечностью. Роман оказывается провальным, и для Скотта, чьи честолюбивые планы далеко заходили за двадцать пять тысяч проданных экземпляров, это – катастрофа. Он всё чаще и уже самостоятельно прибегает к алкоголю, становится раздражителен и вспыльчив. Упадок его жизненных сил подкрепляется душевным расстройством жены, которую поместили в клинику с целым букетом психических расстройств в шуршащей обвёртке шизофрении. Последнее законченное произведение Фицджеральда – роман «Ночь нежна», в котором автор пытается проанализировать обратную сторону своей внешне красивой жизни, а также выразить всю горечь меркантильной морали. Сам Скотт назвал это произведение своей исповедью. Роман оказался не в кассу. Америке нужен был Хемингуэй и Фолкнер. От отчаяния писатель начинает зарабатывать написанием сценариев в Голливуде, попутно предпринимая попытки вытащить Зельду из лечебницы, что всякий раз заканчивается неудачей. Пристрастие к алкоголю, появившиеся долги, неприятности с дочерью нежелающей учиться, а отца принимающей только как спонсора, совершенно расшатали и без того некрепкое здоровье Фицджеральда. Сердце будущего классика американской литературы не выдержало, и в 1940 году он умер от сердечного приступа, оставив незаконченной рукопись романа о кинобизнесе, которая была издана после его смерти. Зельда Сэйр погибла восемь лет спустя, во время пожара в психиатрической больнице.
Жизни и творчеству Френсиса Скотта Фицджеральда посвящено много работ, книг, воспоминаний, постановок в театре. Фигура писателя и его жены и по сей день волнует многих и многих людей. Вскоре, например, режиссёр Ник Кассаветис собирается снять фильм, посвящённый их жизни, в котором роль Зельды, которая помимо своих сумасбродных идей славилась своей красотой, предлагается Кире Найтли.
В качестве послесловия:
«Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья,
которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать
руки… И в одно прекрасное утро…
Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое»
Что до меня, мне он дарит то ощущение пружинистой лёгкости, которая так свойственна его стилю. Нет-нет, да и вспомнится мне Джей Гэтсби, в чудесном саду своего огромного гостеприимного дома в Уэст-Эгге, одинокий и счастливый, с великой любовью в сердце, вглядывающийся в ночь, восхищённым взглядом ловя зелёный огонёк на другой стороне залива. И не таким мрачным кажется путь на работу – долгая дождливая дорога в полусне – мимо затхлых домишек, мимо огромного рекламного плаката «Щебень», и днём, в жарком цехе американского автомобильного завода я думаю о том, чтобы все были счастливы, и никто не ушёл обделённым.