1. Нил Гейман – Песочный человек
«Песочный
человек» или в оригинале «The Sandman» - безусловно, великолепный
показатель литературного и сценаристского таланта Нила Геймана. В сюжете
книги переплетены реальный мир и царство снов, кошмары, становящиеся
явью и реальность, на всех парах мчащаяся в безумный нуар фантазий
персонажей. Однако, нас здесь интересует другое, не менее важное и куда
более очевидное – работа художников: Сэма Кит, Майка Дрингенберга и
Малкольма Джонса III – именно они, словно демиурги, в пустоте создали
придуманный писателем Гейманом мир. Сумасшедший, нарочито небрежный и
абсолютно абсурдный он доставляет подлинное наслаждение все тем отделам
головного мозга, отвечающим за эстетическое восприятие. Бесспорно, тут
важно умения ценить очарование истинного гротеска и абстрагироваться от
мастерски закрученного повествования. Те, кто на это способен, будут раз
за разом возвращаться к «Песочному человеку», просто для того, чтобы
накормить воображение и увидеть следующей ночью, во сне, нечто большее,
чем отражение повседневной реальности.
2. Ирина Пименова – Одри Бердслей
Одри
Берслей – самый известный из «неизвестных художников». Гений
черно-белой поэзии, нанесенной кистью на бумагу он, похоже,
противопоставил себя своей же эпохе, ознаменованной расцветом символизма
и декадентного восприятия окружающего мира.
Обладая
талантом, способным затмить работу любого, даже самое громкого имени
того времени, Бердслей, тем не менее, не занимается творческой
рефлексией, а помогает с помощью иллюстраций обрести второе рождение
величайшим литературным произведениям и помогает достичь целостности
произведениям своих современников.
Художник от литературы и для литературы он повлиял на окружающий мир гораздо больше своих эмоционально нестабильных коллег, сумевших оставить огромный отпечаток в истории «после себя», но так и не сумевшие, как рано погибший Одри, дать людям что-то «во время себя».
Художник от литературы и для литературы он повлиял на окружающий мир гораздо больше своих эмоционально нестабильных коллег, сумевших оставить огромный отпечаток в истории «после себя», но так и не сумевшие, как рано погибший Одри, дать людям что-то «во время себя».
3. Дональд Бартелми – Немножко не то пожарное авто
Эстетический
пир, заключенный в форму «детской» книги. Являясь, по своей сути,
симбиозом сказки в развлекательном формате постоянного действия, попурри
из персонажей народных сказок и приключенческой литературы и удачно
составленного коллажа, со стилизацией под гравюры, иллюстрирующие
практически каждого персонажа (а их около двух десятков). И именно это
сочетание текста и изображений делают это произведение таким прекрасным –
по отдельности, они просто не существуют - вместе же, составляют
единый организм, где потеря любого из элементов попросту фатальна.
«Пожарное авто» - это литературная инсталляция, которую можно долго разглядывать, пытаясь докопаться до сути или размышляя, есть ли эта самая суть здесь вообще. А можно просто получать наслаждение от красоты, целостности и производимого этой книгой впечатления, сравнимого, по ощущениям, с прочтением книг Льюиса Кэрролла, просмотром любого фильма за авторством Бертона и прослушиванием композиции, написанной Йеном Тирсеном в одно и то же время.
«Пожарное авто» - это литературная инсталляция, которую можно долго разглядывать, пытаясь докопаться до сути или размышляя, есть ли эта самая суть здесь вообще. А можно просто получать наслаждение от красоты, целостности и производимого этой книгой впечатления, сравнимого, по ощущениям, с прочтением книг Льюиса Кэрролла, просмотром любого фильма за авторством Бертона и прослушиванием композиции, написанной Йеном Тирсеном в одно и то же время.
4. Филипп Лешермейер – Принцессы
Принцессы,
не так давно вышедшие на русском языке – нечто необъяснимое, стоящее на
стыке lowbrow и highbrow и, похоже, единственные слова, которыми можно
описать работы Филлипа Лешермейра – «мягкий сюрреализм». Без символов,
без фундаментальных идей, тем более без каких-либо негативных эмоций, а
просто чистый и хороший сон, изображенный на бумаге. Это, наверное,
единственная по-настоящему детская книга в этой подборке – взрослый
сможет наслаждаться иллюстрацией, талантом художника, изданием в целом,
но саму книгу, как она есть, не разбивая на части, полностью сможет
воспринять только ребенок. Это вовсе не умаляет ее ценности – собственно
даже наоборот – все лучшее должно создаваться именно для детей.
5. Журавлиные перья
Журавлиные
перья не имеют автора как такового, кажется даже, что они появились
сами по себе, а дизайнеры, художники, верстальщики просто помогли им
выйти за пределы своей скорлупы навстречу ценителям как истинно красивых
книг, так и японской народной прозы в целом (а таких людей не мало).
Здесь нет той фантасмагоричной эстетики, которая в той или иной степени
присутствует в книгах, описанных выше, нет и гротеска, даже какого-то
нового прочтений старых идей сложно найти. Классика в чистом виде,
незнакомая в нашей стране, а потому притягательная и, в противоречие к
сказанному, новая и необычная. Да, пусть она не настолько «в себе»: к
тексту можно подобрать другое оформление, а к оформлению другой текст.
Но именно это делает книгу «бесконечной»: ее высокий уровень исполнения,
несомненно, окажет влияние на все последующие издания подобной формы и
содержания, а значит, хоть сама по себе она вряд ли станет предметом
восхищения, но частично, не всегда заметно, но существенно, найдет
отражение в книгах на десятилетие вперед.